Игорь Поляков, Ольга Эйгес.
«Свидание»

Кликните для увеличения

 


   На фоне пейзажа – такая младая зелень в наших широтах бывает весной – встретились двое. Она – в закрывающем колени платье, с немного растрепанными волосами, он – также одетый по моде предвоенных лет, в кепке и темном костюме. Эта акварель Игоря Александровича Полякова подсказала название выставки, как ни странно, впервые совместно представляющей наследия семейной пары художников: самого Полякова и Ольги Вячеславовны Эйгес.

   Игорь Поляков прожил мало. Родился в 1909-м, а уже в 1942-м умер в рядах регулярной армии – не от вражеской пули, от сердечного приступа. Ольга была годом моложе, до войны работала в рекламе, затем – эвакуация в Чебоксары. После трудилась в издательствах, занималась монументальным искусством, дожила 1996-го и сохранила работы мужа.

   «Бывало, знаете ли, сядет у окна, И смотрит-смотрит-смотрит в небо синее…»

   Пути Ольги и Игоря мало сопоставимы – хотя бы, по продолжительности отведенного каждому из них времени. И творческая предыстория у каждого своя. Но был все же в их совместной жизни период, месяцы у моря в Бердянске, когда взаимное художническое влияние достигло апогея, и в акварелях, гуашах и рисунках тех счастливых дней только глаз наивнимательнейшего зрителя различит авторскую индивидуальность каждого из супругов. Этой слитности не суждено было длиться годами, и как знать, каким оказался бы послевоенный путь художника Игоря Полякова.

   Он родился в Симферополе. В 1911-м, после смерти отца, семья перебралась в Рыбинск. Сохранился альбом детских и юношеских, отчасти копийных, рисунков Игоря (1922 – 1927), а с 1928 Поляков начал профессиональное обучение в ленинградской Академии художеств, позднее реорганизованной во ВХУТЕИН. Однако в 1930-м учебное заведение было расформировано, а Поляков в составе графического факультета переведен в Москву – в только что созданный Полиграфический институт. Здесь он учился у корифея советской графики Владимира Андреевича Фаворского. Это «прибежище формалистов» стало главной школой Полякова.

   Его профессиональная деятельность оказалась тесно связана с художниками, преподававшими в Полиграфе: Фаворским, Гончаровым, Истоминым, Бруни. Владимир Фаворский ценил своего студента и выпускника, постоянно привлекая к работе в монументальном искусстве, сценографии, иллюстрировании. По эскизам Фаворского в 1930-е Поляков выполнял декорации для московских театров, под руководством Гончарова работал над фресками и сграффито для нескольких павильонов ВСХВ. Сохранились фото картонов и несколько подготовительных рисунков. Много занимался рисунком с натуры, бесконечно писал пейзажи – в основном, акварелью, делал гравюры на дереве. Предпочитал находить мотивы в самом будничном материале. Профессиональный творческий путь Игоря Полякова был недолгим: от поступления во ВХУТЕИН до смерти прошло меньше пятнадцати лет.

   Ольга Эйгес из Смоленска; она принадлежала к разветвленной творческой династии, включавшей художников и музыкантов. Так, ее дядя Вениамин Романович Эйгес был экспонентом первой выставки общества «Бубновый валет». В 1930 – 1934 Ольга училась в изотехникуме Памяти 1905 года у Евгения Якуба, в 1934 – 1939 в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова на отделении плаката у Александра Дейнеки; влияние учителя явно сказалось на ее ранних работах, связанных с выработкой нового советского графического стиля в промграфике и плакате. С 1927 Ольга участвовала в выставках, в ранний период творчества следовала опытам конструктивизма и традициям ОСТа. Среди других ее педагогов – Лев Бруни, под руководством которого Эйгес проходила практику в крымском поселке Козы.

   В качестве плакатиста Ольга Эйгес работала в Институте санитарного просвещения и Государственном цирке СССР. Наиболее известные ее плакаты – «Карандаш» (с собачкой) и «Воздушные гимнастки сестры Кох». Работала декоратором в Театре имени Евг. Вахтангова. В предвоенное десятилетие одновременно с работой для полиграфии много писала акварелью, путешествуя вместе с Игорем Поляковым. Вступила в МОССХ (Московский союз советских художников) в 1941. Во время войны в эвакуации в Чебоксары (Чувашия) создала серию графических работ о госпитале. После возвращения с 1943 состояла в монументальной бригаде Владимира Фаворского (вместе с Д. Бродской, Т. Рейн, Е. Родионовой, В. Федяевской, Н. Элькониной), участвуя в росписях интерьеров станций метро, административных зданий и санаториев. Выполненные при ее участии росписи: санаторий на станции «Челюскинская», станция метро «Измайловский парк» (ныне «Партизанская») по эскизу Андрея Гончарова (роспись не сохранилась), жилой дом Минобороны СССР на Пионерских прудах, павильоны «Московская область» и «Ветеринария» на ВДНХ. На протяжении десятков лет Ольга Вячеславовна занималась станковой и книжной графикой.

   В конце 1990-х наследие Игоря Полякова и Ольги Эйгес передано ее двоюродной сестрой Людмилой Григорьевной Чудовой в московский «Ковчег». Благодаря чему семейный архив получил вторую жизнь: подготовлено несколько изданий, десятки работ попали в российские музеи, вплоть до ГМИИ имени А. С. Пушкина, состоялись персональные выставки. Юрий Владимирович Никулин принял подборку цирковых плакатов Ольги Эйгес в коллекцию Старого цирка на Цветном бульваре. Работы обоих художников многократно включались в межмузейные выставочные проекты галереи.

   
 
Symbol