«Реки и мосты»

«Реки и мосты»

Кликните для увеличения

 


   «Хороши вечера на Оби…» В начале сезона путешествий и отпусков галерея «Ковчег» представляет новый выставочный проект на материале искусства разных десятилетий ХХ века. «Реки разъединяют нас. Мосты помогают соединиться», – лет тридцать тому назад написал Андрей Макаревич в комментарии к одноименному, виниловому еще, альбому «Реки и мосты» группы «Машина времени». Есть сюжеты и темы, универсально пригодные в разных областях творчества, актуальные в самые разные десятилетия и даже века – и прибрежный пейзаж стоит одним из первых в таком никем до конца не сформулированном, но очевидно существующем списке.

   Амур, Енисей, Иртыш, Колыма, Москва-река, Нижняя Тунгуска... При упоминании главных российских рек в памяти встают не только прилегающие пейзажи, но и страницы отечественной истории. Склонность художников к перемещениям – составляющая часть их профессии. Довоенное путешествие Константина Истомина по Каме, волжские путешествия Петра Митурича в 1946-м и Александра Ведерникова на пороге 1960-х, многолюдные «оттепельные» речные плавания-пленэры воспитанников студии Элия Белютина… Но это были, можно сказать, добровольные перемещения – а случались ведь еще и вынужденные: война, эвакуация, ссылка, освоение новых земель… Вся история нашей страны (с общей протяженностью рек около восьми миллионов километров) в минувшем столетии связана с массовыми сменами адресов не только в погоне за новыми речными и сухопутными впечатлениями… Вот и появлялись уральские реки в акварелях Леонида Казенина, а дальневосточные мосты – в листах Бориса Чернышева.

   Причалы и пристани, переправы, порты, бакены, речники, фланирующие по палубе пассажиры… Разумеется, «речной жанр» интернационален. Не претендуя на исчерпание заведомо безбрежной темы, организаторы включили в экспозицию и несколько примеров европейского живописного пейзажа. Два из них, «Вид через Сену на Пантеон» и «Мост в Безансоне», написанные в 1940-х, принадлежат кисти Сюзанны Рэй де Жэгер, уроженки бретонского города Бреста на склонах холмов, что на западе Франции. Во второй половине 1940-х «Шлюз Сюрсенн» и «У причала» написал каталонец Мигель Тускеллас. А вот холст «Ноябрь. Темза» написан нашей соотечественницей Евгенией Буравлевой совсем недавно: в 2012-м.

   Пожалуй, этот выставочный проект уместнее сравнить не с равномерным течением реки, а с кругами на воде от брошенного камешка. Вместо «типологического рассмотрения эволюции водных пейзажей» кураторы предлагают зрителям коллаж из различных изобразительных манер, техник, сюжетных ответвлений заявленной темы. При таком подходе вполне допустимо соседство акварели Александра Лабаса, где запечатлена прогулка на речном трамвае, с аллегорическими офортами Гарифа Басырова, обыгрывающего миф о Нарциссе и его отражении. Невдалеке друг от друга могут расположиться архитектурные фантазии Евгения Русакова и натурные городские зарисовки Ольги Эйгес. Гротескные байдарочники на гуашевых листах Александра Максимова внешне контрастируют, но без труда сочетаются с почти бесплотными фигурками гуляющих по пристани речного вокзала на офорте Александра Алымова…

   В экспозиции представлены: Александр Алымов, Гариф Басыров, Евгения Буравлева, Александр Ведерников, Николай Гришин, Григорий Громов, Григорий Зозуля, Константин Истомин, Леонид Казенин, Игорь Камянов, Марк Клячко, Алексей Когановский, Татьяна Коцубей, Надежда Крестинина, Александр Лабас, Александр Максимов, Петр Митурич, Мария Мыслина, Анна Остроумова-Лебедева, Александр Поманский, Евгений Расторгуев, Евгений Русаков, Сюзанна Рэй де Жэгер, Константин Сутягин, Мигель Тускеллас, Марк Улупов, Елена Утенкова-Тихонова, Александр Цесевич, Борис Чернышев, Александр Шевченко, Ольга Эйгес.

   
 
Symbol